Как стать победителем в таможенном споре?

Как стать победителем в таможенном споре?

Российские предприниматели позиционируют себя как людей, которых ничто не может выбить из колеи. Многие из них пережили "лихие 90-е" , кризисы 1998 и 2008 годов, а также участвовали в санкционной войне, которая до сих пор не закончилась. Однако, на пути к успеху, у бизнеса могут возникнуть сложности в виде таможенных споров. Что такое таможенный спор, какие могут быть последствия и как им их избежать? Обо всем этом Вы узнаете из нашей статьи.

Таможенное право: на пути к увеличению доходов скрыты серьезные препятствия

Для многих компаний участие во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является ключевым фактором для увеличения доходов. Однако заинтересованность в увеличении прибыли находится в противоречии с возможными проблемами: штрафы и пошлины, задержки в доставке товаров могут привести к огромным затратам. Что же является причиной таких сложностей?

Проблемы в первую очередь связаны с правовым регулированием. Оно фиксируется в тысячах различных документов, включающих в себя как международные правовые акты и договоры, так и внутренние — от Конституции РФ до внутренних распоряжений руководства таможни. Здесь часто возникают противоречия и коллизии. Более того, ориентироваться в правовой базе может только высококвалифицированный специалист, но никак не рядовой участник ВЭД.

Вторым серьезным фактором является большое количество оценочных понятий. Представители таможенных органов самостоятельно решают вопросы достаточности доказательств, привлекаемые таможней эксперты не всегда объективны как в вопросах оценки стоимости товара, так и отнесения продукции к тому или иному типу. Размер штрафа по КоАП для юридических лиц зависит от экспертной оценки стоимости товара, которая может превышать реальную стоимость груза в несколько раз. Это демонстрирует такой случай, когда в начале 2016 года индивидуальный предприниматель К. из Екатеринбурга не был задекларировал груз надлежащим образом, и по экспертной оценке стоимость товара составила 690 тысяч рублей, при фактической уплаченной цене менее 70 тысяч рублей.

Кроме того, проблемы взаимодействия с таможенными органами заключаются не только в пробелах правового регулирования, но и в особенностях работы органов, в частности — в некомпетентности сотрудников таможни. Примером может послужить случай гражданина Н., который решил приобрести стройматериалы для личного пользования в Китае и привезти их в Россию. Он задекларировал груз надлежащим образом и уплатил пошлину. Однако спустя некоторое время после поездки его привлекли к административной ответственности: на момент пересечения им границы вступила в силу новая инструкция, меняющая порядок исчисления пошлины на данный груз. Гражданину был назначен внушительный штраф, хотя сами сотрудники таможни не знали об изменениях. Решение таможенного органа удалось оспорить в суде, однако это заняло продолжительное время.

Все большее внимание уделяется также политической ситуации в стране, которая косвенно влияет на работу таможни. Высокий уровень заинтересованности сотрудников таможни в завышении пошлин и штрафов вызван необходимостью увеличивать поступления в бюджет в условиях кризиса, которые можно увидеть в бюджетных поступлениях таможенных органов, уступающих только налоговым. В результате за последние годы ситуация в сфере таможенного оформления сильно ужесточилась: должностные лица стараются увеличить сборы с бизнеса, иногда забывая при этом о правах бизнеса.

Типовые таможенные разногласия – о чем спорят?

Таможенные споры возникают в зависимости от предмета вопроса и могут быть разделены на несколько видов.

Административные споры связаны с наложением санкций, которые предусмотрены главой 16 КоАП и включают в себя штрафы и конфискацию имущества. В эту категорию входят жалобы предпринимателей на несправедливое привлечение к административной ответственности.

Зачастую административные штрафы накладывают «постфактум» по результатам проверки, когда контролирующие таможенные органы исчисляют стоимость и проверяют процедуру введения товаров в Россию. Например, компания ввезла в РФ видеоаппаратуру, предоставив необходимые документы и уплатив пошлину, однако при проверке контролирующие органы выявили ошибки в указании кода ТН ВЭД и вынесли решение о привлечении фирмы к административной ответственности. Действия таможенных органов в данном случае были успешно оспорены через суд, поскольку вина компании в них не была доказана.

Коммерческие споры связаны с применением таможенного законодательства. Эта наиболее обширная категория споров, включающая в себя такие глобальные вопросы, как неверное начисление пошлин и жалобы на действия должностных лиц. Большинство причин для споров – некорректное исчисление таможенной стоимости грузов, несогласие с решениями о классификации товаров и отказ в предоставлении положенных льгот и преференций.

Налоговые споры связаны с жалобами на неверное начисление НДС.

Так как разрешить таможенный спор? Существует два основных метода:

- Досудебный: подача жалобы в вышестоящие таможенные органы в некоторых случаях может помочь оспорить действия должностных лиц. Вы это можете сделать в течение трех месяцев со дня нарушения права от имени предпринимателя или его представителя. Преимущества такого метода – быстрое рассмотрение, отсутствие дополнительных затрат в виде пошлин, вступление решения в силу со дня принятия.

- Обращение в суд: если обжалование решения в досудебном порядке не удалось, участник ВЭД может подать иск в арбитражный суд.

Многие компании опасаются судебных разбирательств без обоснованных причин: по словам профессиональных юристов по таможенным спорам, любое решение по делу не повлияет на дальнейшие взаимоотношения с органами. В следующей части мы поговорим о том, какова вероятность выиграть в суде у государственного органа.

Текст

В России частота участия таможенных органов в суде занимает второе место после налоговых. Количество исков растет из года в год. Это связано с нарушениями в этой сфере и с повышением уровня правовой грамотности. Кризис также повлиял на эту ситуацию: если раньше предприниматели предпочитали закрывать глаза на нарушения со стороны таможенных органов, то сейчас штрафы стали более ощутимыми.

Однако предприниматели, которые борются за свои права, часто находят поддержку в судах. За 2015 год было рассмотрено множество дел, связанных с применением таможенного законодательства. Из 11 787 исков 7 846 были удовлетворены, что говорит о том, что вероятность победы в коммерческих спорах приближается к 70%.

Кроме того, из оставшихся категорий дел были удовлетворены иски об оспаривании нормативных правовых актов в области таможенного дела, об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов, а также о возмещении убытков или вреда, причиненных таможенными органами лицам или их имуществу.

Можно сделать вывод, что суды действительно идут навстречу предпринимателям, которые защищают свои права. В то же время следует учитывать, что показатель положительных решений слегка снизился и сейчас составляет около 70%.

Как выиграть таможенный спор: общие советы

Для участия в таможенных спорах необходим определенный опыт и подготовка. Человек, не имеющий особого знакомства с этой областью, с трудом сможет выиграть дело. Однако, существуют общие советы, которые помогут повысить шансы на успех:

  • Следует соблюдать сроки обжалования решений Таможенной службы.
  • Подготовить доказательства, свидетельствующие о нарушении со стороны таможни.
  • Обязательно обратиться к специалисту, который имеет опыт ведения таможенных дел.

Стоит отметить, что судебные разбирательства, связанные с таможенным вопросами, имеют свои особенности. Чтобы избежать лишних расходов и проблем, предпринимателям следует уделить особое внимание подготовке документов. Если нарушение прав участника ВЭД произошло, и консультация специалиста не помогла урегулировать ситуацию, можно обратиться к суду. Практика показывает, что таможенные споры могут быть успешно решены в пользу бизнеса, если представитель имеет достаточный опыт и квалификацию.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *